«РАННЯЯ ПРОФОРИНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ «НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду [8].
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе [5].
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка [7]. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Содержание и сущность формирования представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста представлены в исследованиях таких педагогов, как Алешиной Н.В., Пасечниковой Т.В., Буре Р.С., Кубайчук Н.П., Бурмистовой Н.Н..
ФГОС ДО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника [8].
Игра - свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности самореализации. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности [1]. «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка…» (А.Г. Асмолов)
Поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками по ранней профориентации детей привёл меня к игровой развивающей среде «Навигатум: В мире профессий», которую в дальнейшем начала применять в своей практике.
Навигатум рассказывает дошкольникам о загадочном и интересном мире взрослых. Какие существуют отрасли и виды деятельности. Как именно всё устроено и работает. Какие профессии существуют и как они связаны друг с другом. Это подробные ответы на вопросы: Откуда берется металл? Кто такие инженеры? Как из колосков на полях появляется каша? Что такое энергетика? Какие виды транспорта существуют? [6]
Игровая развивающая среда «Навигатум: в мире профессий» основана на серьезном методическом подходе. В программе представлены более 40 видов трудовой деятельности, которые охватывают несколько сотен самых различных профессий. Занятия по игровой среде расширяют кругозор, знакомят с новыми понятиями, формируют системное, комплексное представление о мире труда [6].
Чтобы системно ответить на все вопросы об устройстве мира, не пропустить важные отрасли и профессии, рассказать об этом так, чтобы было интересно и понятно, в игровой развивающей среде «Навигатум: В мире профессий» есть три основных инструмента: карта страны «Взросляндия», книга профисказок, мультсериал «В мире профессий».
Карта замечательной страны Взросляндии – это карта мира взрослых, карта отраслей и видов трудовой деятельности. Но это не просто карта – это карта-пазл, собрав которую у нас получалась красивая напольная площадка, на которой мы видели удивительный мир. Дети рассматривали её днями и всякий раз находили новую интересную деталь или персонажа. Например, мы сделали вывод, что страна Взросляндия похожа на нашу страну Россия; по этой карте дети запомнили названия наземного, воздушного и водного транспорта, а также находили знакомых героев на карте и т.д. Организовав игру-соревнование «Взросляндия» дети сами придумывали вопросы и задания друг другу. А еще это была площадка для сюжетно-ролевых игр, в стране, где нет взрослых, а детям приходилось самим «запускать» все производственные процессы. Например, дети обыгрывали ситуацию «Откуда берётся каша?», а заодно закрепляли названия профессий, участвующих в этом процессе – это и тракторист, и сеяльщик, и комбайнер, и водитель и т.п.
Книга профисказок - это новый образовательный формат, в котором вся важная профориентационная информация растворена в сюжете увлекательнейших историй, которые происходят с харизматичными персонажами – Бабахиным и его друзьями. Бабахин, Рукоделов, Архимедов, Конопуся, … — это дети, которые живут в стране Взросляндии и им приходится самим заниматься «взрослыми делами». Красивые рисунки оживляют сказку, а сюжет - непредсказуемый и насыщенный, полный увлекательного юмора и невероятных открытий. По ходу сказок содержатся вопросы для обсуждения с детьми. Они задаются и до чтения сказки, и после, и даже во время самого чтения [9].
Вначале чтения сказки задаются вопросы для диагностики уровня представлений и актуализации интереса к занятию.Остановимся, например,наодной профисказке: «Как построить дом?»: Ребята, если бы мы с вами решили построить дом, то какие инструменты нам бы понадобились? Из каких материалов строят дома? Кто строит дома? Кто ещё нужен для постройки дома? Затем хвалю детей за их ответы и предлагаю послушать необычную историю, которая произошла с Бабахиным и его друзьями. Дети узнали из истории, что Бабахин и Арнольдыч построили дом для кота Бориса, который впоследствии рассыпался и превратился в кучу досок и гвоздей. Подошедший Рукоделов, научил горе-строителей, как нужно строить дом. По тексту сказки задаются вопросы, например: Что такое фундамент? Зачем он нужен? Чем отличается экскаватор от бульдозера? Кто такие геологи? Дети узнали, что геолог – это специалист, который изучает земные недра, то есть то, как устроена земля под нашими ногами, внутри может быть скала, а могут быть и пустоты или течь подземные воды. Сделали вывод: без геологических работ нельзя начинать строительство дома. И так далее. В конце чтения профисказки также задавались вопросы – для закрепления материала, обсуждения сложных или не до конца понятых тем, а также для некой рефлексии после занятия.
По каждой сказке в комплекте с книгой есть набор дополнительных иллюстраций – карточек. Карточки использовались и при чтении профисказок, и для последующих развивающих игр, которые мы оформили в сборник «Навигатум». Например, игра «К какой профессии относится предмет на карточке?», целью которой является упражнение детей в соотношении предметов на карточках с отраслями трудовой деятельности, или игра «Что за чем»? или «Найди ошибку» (отрасль: Откуда пришла каша? – трактор с плугом, сеялка, комбайн, зерно, грузовик, элеватор, крупа, каша), целью которой является научить детей составлять логическую цепочку.
Любимый формат всех детей – это песни и стихи, а также всеми детьми любимые мультфильмы из сериала «Навигатум: В мире профессий». Они разнообразили занятия, визуализировали профессии, знакомили с функционалом и атрибутами.
В создании целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий мне помогали родители. Мамы и папы оказывали активную помощь в просмотре познавательных мультфильмов о профессиях, изготовлении макетов, лэпбуков, в организации экскурсий, проведении мастер-классов. Например, мама Данила рассказала о работе медсестры и провела мастер-класс по оказанию первой помощи, а папа Ярослава организовал экскурсию к строящемуся дому.
А в результате взаимодействия с городскими организациями у детей расширились знания о мире труда. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививались нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Мы с ребятами были: в пожарной части, в магазине, в музее, в пункте скорой помощи, в редакции и т.д.
В результате проведенной работы воспитанники стали активно проявлять интерес к профессиям взрослых, пытались дать оценку результатам их труда, что доказывает участие детей в конкурсах муниципального и Всероссийского уровня со своими проектами: «Юный модельер», «Красивые причёски», «Роботы-спасатели в помощь людям» и др.
Итак, опыт нашей деятельности по ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста с применением игровой развивающей среды «Навигатум» показал, что у детей сформировалось целостное представление о мире труда, что способствовало выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации детей.
Список источников.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ, 2014. – 110 с.
2. Асмолов А.Г. Детство ради детства. Между адаптацией и социализацией. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012, № 1. http://cyberleninka.ru/article/n/detstvo-radi-detstva-mezhdu-adaptatsiey-isotsializatsiey
3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
4. Бурмистова Н.Н. Путешествие в мир профессий. //Воспитатель ДОУ. – 2013. – №9. – С. 36-41.
5. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 97-101.
6. «Навигатум: Калейдоскоп Профессий». Руководство по сопровождению серий мультсериала. Выпуск второй «Рабочие профессии». Кинокомпания «Парамульт», 2014.
7. Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 г. № 1155.
9. Приключения Бабахина и его друзей в стране Взросляндия. / П75 Смирнов А., Новак В., Кравченко А. – М.: «Onebook/ru», 2016 – 144c., илл.
10. https://navigatum.ru
8 апреля 2020 в 14:30