Сайт воспитателя Бартули Эльвиры Николаевны

Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».

1 слайд. Титульный лист.

Я хочу представить вам презентацию «Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации
литературного клуба «Книголюб».

2 слайд.  

 Актуальность: В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе РФ «Об образовании» и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС (п.1.4)  указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС (п.4.6.), предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений.

В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности и самостоятельности дошкольников (вы их сейчас видите на экране)

Все мы прекрасно знаем, что развитие речи, обучение языку, формирование культуры речевого общения - важные направления работы с детьми дошкольного возраста. Решение задач речевого развития детей осуществляется в рамках программного раздела «Художественно-речевая деятельность». Взаимосвязанными компонентами художественно-речевой деятельности дошкольников являются восприятие литературного текста, его воспроизведение  и элементарное словесное творчество.

Словесное творчество – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов.

 В педагогических исследованиях, посвящённых проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства.

 3 слайд.

С целью оптимизации и повышения эффективности работы, направленной на развитие художественно-речевой деятельности дошкольников, мы совместно с логопедом разработали  долгосрочный педагогический проект «Писатели – детям», который стал основой для создания литературного клуба «Книголюб». 

Цель и задачи  клуба вы видите на экране, а я сегодня хочу остановиться на формах работы в рамках клуба:

1) посещение библиотеки 1 раз в начале месяца (для того, чтобы познакомить с творчеством того или иного писателя;

2) познавательное чтение стихов и художественной литературы;

3) общение, беседы взрослых и детей;

4) прослушивание аудиозаписей;

5) просмотр мультфильмов;

6) встречи с интересными людьми;

7) викторины, праздники, «стиховые игры»;

8) разучивание отрывков рассказа;

9) заучивание стихов;

10) театральная деятельность;

а также

11) оформление журналов клубной деятельности: словесное творчество и художественное творчество.

4 слайд.  Содержание программы клубной деятельности.

 Этапы работы.

1 Этап – Подготовительный

Создание проблемной ситуации:Исчезли все книжки из книжного уголка.

Проводится беседа с детьми:

1. что можно почитать;

2. где можно взять книгу;

3. каких писателей знаете;

4. кто нам расскажет о писателе;

5. что такое библиотека;

6. где она находится;

7. как к ней пройти;

8. кто будет договариваться о посещении в библиотеку;

9. кто нам ещё поможет узнать о творчестве писателей; и т.д.

План реализации проекта:

Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:

· Включение педагогов, сотрудников библиотеки в творческий процесс;

· Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;

· Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

· Подведение итогов.

2 Этап – Основной (планирование и организация деятельности). (Приложение 1)

3 этап – Заключительный

Промежуточный результат: 

1. в конце каждого месяца – издание альбома рисунков и рассказов детей.

2. в конце старшей группы:

· Литературная викторина.

· Выставка детских работ.

Итоговый результат: 

1. в конце подготовительной группы:

· К.В.Н. между родителями и детьми.

· Театральное представление «ПОПУРРИ ПО СКАЗКАМ».

· Презентация клуба.

5 - 11 слайды.

Основными формами работы для развития самостоятельности и инициативности являются словесное и художественное творчество. На этом мы остановимся более подробно.

Работу по словотворческой деятельности мы разделили на 3 этапа:

1. ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

· Мы решили начать с произведений Э. Успенского. Прочитав юмористическое стихотворение «Что едят дети?», нам стало интересно, а что любят кушать дети нашей группы. И так появился 1 сборник – Сборник рецептов любимых блюд «Что едят дети?».мы с детьми решили  издать свой сборник, и в этом издании нам очень помогли родители.

2. ЭТАП – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

· «Сборник стихов русских поэтов-классиков». Наблюдая за красотой зимней природы, нам с ребятами очень стало интересно, как же описывают эту красоту поэты - классики и за помощью мы опять отправились в библиотеку. Почитав стихи, заучив понравившиеся из них, зарисовав их на листе бумаги, мы  устроили «Конкурс чтецов», на котором присутствовали родители и педагоги нашего детского сада.

· Сборник по сказкам зарубежных авторов. Вы все прекрасно знаете, что дети любят сказки датского писателя Х. К. Андерсена, французского - Ш. Перро, немецких - братьев Гримм. Разрабатывая этот клуб  – мы вначале хотели познакомить детей с писателями и поэтами своей Родины, но в заключении всё – таки внесли произведения этих авторов. Создавая сборник «Путешествие по сказкам», дети зарисовывали понравившийся отрывок и описывали его.

3. ЭТАП – СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

· Ознакомившись с произведениями К.И.Чуковского, дети и родители зарисовали понравившихся героев, а мы, работая в группе индивидуально с каждым ребёнком создали Сборник синквейнов «В стране Чуккала». (зачитать примеры) Заключительным этапом стал показ детьми театрального представления «Муха – Цокотуха».

  Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное в соответствии с определёнными правилами.

· Дети очень любят произведения А.С.Пушкина – это и 33 богатыря, и мёртвая царевна, и князь Гвидон, и Кот учёный. И читая отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»,  «Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей…». А каких же невиданных зверей? И вот ребята придумывают, зарисовывают их, а в заключение описывают их. (зачитать примеры)

· Детям очень полюбились произведения Н.Носова, а особенно рассказ «Фантазёры», на его основе и был создан  сборник небылиц «Фантазёры». И в создании этого сборника нам тоже помогали родители. (зачитать примеры)

· Читая рассказы В. Бианки, дети узнали очень много интересного из жизни животных, птиц, насекомых. Все прекрасно знают, что дети любят отгадывать загадки, и мы решили с детьми устроить «Вечер загадок о животных», а для этого им нужно было придумать загадку самим и нарисовать к ней отгадку. Вот и получился у нас сборник загадок по рассказам В. Бианки и опять с помощью родителей. (зачитать примеры)

· Вспоминая произведение С.Михалкова «А что у вас?», мы знаем, что всем детям хочется рассказать, а может даже и похвастаться, что же у них дома есть интересного и важного, также случилось и с нашими детьми. Дети с большим желанием взялись за эту работу и вот перед вами  сборник коротких рассказов «А что у нас?» (зачитать примеры)

· Все, наверное, помните весёлые стихи С.Я.Маршака и конечно же весёлую азбуку «Про всё на свете». Сборник рассказов «Про всё на свете»  (зачитать примеры)

 Художественную и словотворческую деятельность мы реализовывали  в  режимные моменты. В это время старались предоставить детям свободу, самостоятельность, инициативность творческих действий, отражение которых вы видите в детских работах.

Инициативность детей проявлялась во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, а как вы знаете - это важнейший показатель развития детского интеллекта. 

Наши дети стремились к организации театрализованных игр, продуктивных видов деятельности, содержательному общению, умели найти занятие, соответствующее собственному желанию; включались в разговор, предлагали интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.  

 

12 слайд.

В результате мы можем отметить, что знакомство детей с произведениями художественной литературы и устным народным творчеством оказало положительное влияние, как на речь детей, так и на их поведение и самоконтроль. Они стали более сдержанными, в какой-то степени более дисциплинированными. Их высказывания стали более полными и развернутыми. Так же отметим, что наш литературный клуб произвёл огромную роль на развитие мышления и творческого воображения дошкольников.

 В заключении хочется сказать, что стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз раскрываются перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

 

Спасибо за внимание.

8 апреля 2020 в 18:52

Прикреплённые файлы:

Документ: Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-seminara-2015g_t89c8.ppt

Это официальный файл организации «Сайт воспитателя Бартули Эльвиры Николаевны», в нём содержится Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб»..

Размер файла: 5,86 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.